Санькова Наталья музыкальный руководитель

Рабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы в области «Музыка» для детей 2-7 лет (часть 1)

Содержание

Пояснительная записка

I. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «МУЗЫКА»

II. СВЯЗЬ ОД «МУЗЫКА» С ДРУГИМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ОБЛАСТЯМИ

III. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «МУЗЫКА»

IV. СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ОСВОЕНИЮ ОБРАЗОВА ЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «МУЗЫКА» ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 2 ДО 3 ЛЕТ

4.1. Возрастные особенности детей от 2 до 3 лет

4.2. Содержание работы по музыкальному воспитанию в группе общеразвивающей направленности для детей от 2 до 3 лет

4.3. Формы работы по реализации основных задач по видам музыкальной деятельности

4.3.1. Раздел «Слушание» 2-3 года

4.3.2. Раздел «Пение» 2-3 года

4.3.3. Раздел «Музыкально-ритмические движения» 2-3 года

4.3.4. Раздел «Игра на детских музыкальных инструментах» 2-3 года

V. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ В ГРУППЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 3 ДО 4 ЛЕТ 

5.1. Возрастные особенности детей от 3 до 4 лет

5.2. Содержание работы по музыкальному воспитанию в группе общеразвивающей направленности для детей от 3 до 4 лет

5.3. Формы работы по реализации основных задач по видам музыкальной деятельности

5.3.1. Раздел «Слушание» 3-4 года

5.3.2. Раздел «Пение» 3-4 года

5.3.3. Раздел «Музыкально-ритмические движения» 3-4 года

5.3.4. Раздел «Игра на детских музыкальных инструментах» 3-4 года

5.3.5. Раздел «Творчество» 3-4 года

VI. СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ОСВОЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «МУЗЫКА» ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 4 ДО 5 ЛЕТ

6.1. Возрастные особенности детей от 4 до 5 лет

6.2. Содержание работы по музыкальному воспитанию в группе общеразвивающей направленности для детей от 4 до 5 лет

6.3. Формы работы по реализации основных задач по видам музыкальной деятельности

6.3.1. Раздел «Слушание» 4-5 лет

6.3.2. Раздел «Пение» 4-5 лет

6.3.3. Раздел «Музыкально - ритмические движения» 4-5 лет

6.3.4. Раздел «Игра на детских музыкальных инструментах» 4-5 лет

6.3.5. Раздел «Творчество» 4-5 лет

VII. СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ОСВОЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «МУЗЫКА» ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 5 ДО 6 ЛЕТ

7.1. Возрастные особенности детей от 5 до 6 лет

7.2. Содержание работы по музыкальному воспитанию в группе общеразвивающей направленности для детей от 5 до 6 лет

7.3. Формы работы по реализации основных задач по видам музыкальной деятельности

7.3.1. Раздел «Слушание» 5-6 лет

7.3.2. Раздел «Пение» 5-6 лет

7.3.3. Раздел «Музыкально - ритмические движения» 5-6 лет

7.3.4. Раздел «Игра на детских музыкальных инструментах» 5-6 лет

7.3.5. Раздел «Творчество» 5-6 лет

VIII. ГРУППА ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 6 ДО 7 ЛЕТ

8.1. Возрастные особенности детей от 6 до 7 лет

8.2. Содержание работы по музыкальному воспитанию в группе общеразвивающей направленности для детей от 6 до 7 лет

8.3. Формы работы по реализации основных задач по видам музыкальной деятельности

8.3.1. Раздел «Слушание» 6-7 лет

8.3.2. Раздел «Пение» 6-7 лет

8.3.3. Раздел «Музыкально - ритмические движения» 6-7 лет

8.3.4. Раздел «Игра на детских музыкальных инструментах» 6-7 лет

8.3.5. Раздел «Творчество» 6-7 лет

IX. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ ПРОГРАММЫ

X. ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

XI. ПЛАН РАБОТЫ С ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ И РОДИТЕЛЯМИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ

XII. КОМПЛЕКС МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Современная наука признает раннее детство как период, имеющий огромное значение для всей последующей жизни человека. Результаты нейропсихологических исследований доказали, что человеческий мозг имеет специальные разделы, ответственные за музыкальное восприятие. Из этого следует, что музыкальные способности – часть нашего биологического наследия. «Начать использовать то, что даровано природой, необходимо как можно раньше, поскольку неиспользуемое, невостребованное извне атрофируется…» В.М. Бехтерев. Влияние же музыки на эмоциональное состояние человека давно закрепило первые позиции среди других видов искусств. По мнению В.А. Сухомлинского: «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту – маленький человек осознает свое достоинство…».

В дошкольной педагогике музыка рассматривается как ничем не заменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на все доброе и прекрасное, с которыми они встречаются в жизни.

Рабочая программа по реализации образовательной области «Музыка» разработана с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию различных видов музыкальной деятельности в ДОУ, возрастных особенностях детей, на основе программы «Музыкальное воспитание дошкольников» под ред. М.Б.Зацепиной и основой общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» по ред. Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева. Так же в соответствии со следующими нормативными документами:

Нормативно-правовой базой для разработки Программы является:

  Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой., разработанная в соответствии с ФГОС.

  Устав  муниципального  казенного дошкольного  образовательного  учреждения

«Детский сад № 10» село Сергиевское Грачевского муниципального округа Ставропольского края от  25.12.2020г.

  ФГОС дошкольного образования (приказ № 1155 Минобрнауки РФ от 17.10.13 г, действует с 01.01.2014 г)

Постановления Губернатора Ставропольского края от 16 мая 2020 года №206 « О внесении изменения в пункт 1 изменений, внесённых в постановление Губернатора Ставропольского края от 26 марта 2020 г. №119 «О комплексе ограничительных и иных мероприятий по снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-2019  на территории Ставропольского края, утвержденных постановлением Губернатора Ставропольского края от 15 мая 2020 г. №204, и во исполнении письма министерства образования Ставропольского края  от 16 мая 2020 года №5414

 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций и других обьектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции ( COVID-19)» (утвержден постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30/06/2020 № 16);

  Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования, утвержденный приказом Минпросвещения от 31.07.2020 № 373;

  СанПин с 01.01.2021 для детских садов, школ и т.д. (СП 2.4.3648-20).

Постановление Главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № СП 2.4.3648-20, Санитарные правила Главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".

Характеристика образовательного учреждения

 

Основные показатели

Полная информация

1

Полное название образовательного учреждения

 

Сокращённое

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10» село Сергиевское  Грачевского муниципального округа Ставропольского края

МКДОУ Детский сад 10

2

Юридический адрес

 

 

Фактический адрес

Наличие филиалов (наименование, место нахождения).

356274 ул.Крестьянская д.5, с. Сергиевское, Грачевский район, Ставропольский край, РФ.

356274 РФ, Ставропольский край,  Грачевский район, с.Сергиевское, ул.Крестьянская д.5.

Филиал муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №10» доу «Колобок» х.Октябрь, 356275 х.Октябрь, ул.Октябрьская д.1, Грачевский район, Ставропольский край

3

Учредитель

Управление образования администрации Грачевского муниципального округа

4

Режим работы ДОУ

10-часовой, с 7.30 до 17.30 Реализация

Программы осуществляется в течение всего времени пребывания детей в ДОУ.

5

Количество групп

9

6

Плановая и фактическая

наполняемость

7

Количество групп

9

8

Возрастные группы

Группа раннего возраста от 2 до 3лет

Младшая  группа, от 3 до 4 лет Средняя группа, от 4 до 5 лет Старшая группа, от 5 до 6 лет

Подготовительная группа, от 6 до 7 лет Группа кратковременного пребывания -разновозрастная

9

Педагогические работники (должности, количество)

Воспитатели: 9 Инструкторы по ФК: 1

Музыкальный руководитель  1

Педагог-психолог 1

Старший воспитатель  1

Заместитель заведующего 1

10

Образование педагогов

Высшее профессиональное: 6

Среднее профессиональное:  8 Обучаются в ВУЗах -

11

Квалификационная категория

высшая квалификационная категория 6  первая квалификационная категория – 5 соответствуют занимаемой должности - 3

без квалификационной категории - 0

ДОУ осуществляет свою образовательную, правовую, хозяйственную деятельность на основе законодательных нормативных документов:

Устав муниципального  казенного дошкольного  образовательного  учреждения

«Детский сад № 10» село Сергиевское Грачевского муниципального округа Ставропольского края

-Лицензия на осуществление образовательной деятельности – от 28.09.2021, регистрационный номер 6515. Лицензия бессрочно.

Данная рабочая программа разработана на основе Разработана на основе примерной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Веракса, М.А.Васильевой, Т.С.Комаровой, Требований ФГОС и приоритетным  направлением развития  МКДОУ «Детский сад № 10». В программе сформулированы и конкретизированы задачи по музыкальному воспитанию для детей младшего возраста, средней, старшей и подготовительной групп.

Цель рабочей учебной программы: создание условий для развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музыки, ритмопластики, театрализованной деятельности.

Задачи:

- формирование основ музыкальной культуры дошкольников;

- формирование ценностных ориентаций средствами музыкального искусства;

- обеспечение эмоционально-психологического благополучия, охраны и укрепления здоровья детей.

Рабочая программа состоит из 5 разделов, рассчитана на 5 лет обучения:

1 год – первая младшая группа с 2 до 3 лет;

2 год – вторая младшая группа с 3 до 4 лет;

3 год – средняя группа с 4 до 5 лет;

4 год – старшая группа с 5 до 6 лет;

5 год – подготовительная к школе группа с 6 до 7 лет.

Рабочая программа по музыке, опираясь на вариативную комплексную программу, предполагает проведение музыкальной образовательной деятельности (ОД) 2 раза в неделю в каждой возрастной группе соответствиями с требованиями Сан Пина.

ec1aea753d88cbac764dd33042e2dbff.jpg

На основе годового календарного ученого графика МКДОУ «Детский сад № 10» на 2020-2025 учебный год определено количество часов:

73 часа -1 младшая группа.

73 часа -2 младшая группа.

73 часа - средняя группа № 1.

73 часа - средняя группа № 2.

73 часа - старшая группа.

73 часа - подготовительная группа

Учет и оценка музыкально-творческих способностей будет осуществляться на основе диагностики музыкальных способностей по программе «Музыкальное воспитание в детском саду» под редакцией М.Б. Зацепиной. Результатом реализации учебной рабочей программы по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников следует считать:

- формируется эмоциональная отзывчивость на музыку;

- умение передавать выразительные музыкальные образы;

- воспринимать и передавать в пении, движении основные средства выразительности музыкальных произведений;

- формируются двигательные навыков (координация движений, ловкость и точность, пластичность);

- умение передавать игровые образы, используя песенные, танцевальные импровизации;

- проявление активности, самостоятельности и творчества в разных видах музыкальной деятельности.

Реализация задач по музыкальному воспитанию предполагается через основные формы музыкальной организованной образовательной деятельности «Музыка», интеграцией со всеми образовательными областями, с учетом учебного плана и утверждён на педагогическом совете МКДОУ №10.

Объем учебной нагрузки:

a7017743549d038567366ac96c228091.jpg

I. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «МУЗЫКА»

ЦЕЛЬ: развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:

-развитие  музыкально-художественной деятельности;

- приобщение к музыкальному искусству;

- развитие музыкальности детей.

Раздел «Слушание»

- ознакомление с музыкальными произведениями, их запоминание, накопление музыкальных впечатлений;

- развитие музыкальных способностей и навыков культурного слушания музыки;

- развитие способности различать характер песен, инструментальных пьес, средств их выразительности; формирование музыкального вкуса;

- развитие способности эмоционально воспринимать музыку.

Раздел «Пение»

- формирование у детей певческих умений и навыков;

- обучение детей исполнению песен на занятиях и в быту, с помощью воспитателя и самостоятельно, с сопровождением и без сопровождения инструмента;

- развитие музыкального слуха, т.е. различение интонационно точного и неточного пения, звуков по высоте, длительности, слушание себя при пении и исправление своих ошибок;

- развитие певческого голоса, укрепление и расширение его диапазона.

Раздел «Музыкально-ритмические движения»

- развитие музыкального восприятия, музыкально-ритмического чувства и в связи с этим ритмичности движений;

- обучение детей согласованию движений с характером музыкального произведения, наиболее яркими средствами музыкальной выразительности, развитие пространственных и временных ориентировок;

- обучение детей музыкально-ритмическим умениям и навыкам через игры, пляски и упражнения;

- развитие художественно-творческих способностей.

Раздел «Игра на детских музыкальных инструментах»

- совершенствование эстетического восприятия и чувства ребенка;

- становление и развитие волевых качеств: выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость;

- развитие сосредоточенности, памяти, фантазии, творческих способностей, музыкального вкуса;

- знакомство с детскими музыкальными инструментами и обучение детей игре на них;

- развитие координации музыкального мышления и двигательных функций организма.

Раздел «Творчество»: песенное, музыкально-игровое, танцевальное. Импровизация на детских музыкальных инструментах

- развивать способность творческого воображения при восприятии музыки;

- способствовать активизации фантазии ребенка, стремлению к достижению самостоятельно поставленной задачи, к поискам форм для воплощения своего замысла;

- развивать способность к песенному, музыкально-игровому, танцевальному творчеству, к импровизации на инструментах.

Музыкальная непосредственная организованная образовательная деятельность состоит из трех частей:

Вводная часть.

Музыкально-ритмические упражнения.

Цель – настроить ребенка на занятие и развивать навыки основных и танцевальных движений, которые будут использованы в плясках, танцах, хороводах.

1. Основная часть.

Слушание музыки.

Цель - приучать ребенка вслушиваться в звучание мелодии и аккомпанемента, создающих художест­венно-музыкальный образ, эмоционально на них реагировать.

Подпевание и пение.

Цель - развивать вокальные задатки ребенка, учить чисто интонировать мелодию, петь без напряжения в голосе, а также начинать и заканчивать пение вместе с воспитателем.

В основную часть занятий включаются и музыкально-дидактические игры, направленные на знакомство с детскими музыкальными инструмен­тами, развитие памяти и воображения, музыкально-сенсорных способностей.

2. Заключительная часть.

Игра или пляска

II. СВЯЗЬ ОД «МУЗЫКА» С ДРУГИМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ОБЛАСТЯМИ

Связь ОД «Музыка» с другими образовательными областями представлена в таблице:

74d1facc6b0d229a8ee5f8a8c332a647.jpg

III. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «МУЗЫКА»

Организация учебного процесса в МКДОУ регламентируется: учебным планом, годовым календарным учебным графиком, расписанием занятий, циклограммами различных видов деятельности воспитателя с детьми и циклограммой деятельности музыкального руководителя.

Учебный план занимает важное место при реализации рабочей программы.

Он скоординирован с учетом требованием санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Нагрузка на детей не превышает предельно допустимую норму, санитарными правилами ОД и организуется в течение всего календарного года.

Учебный план состоит из обязательной части и вариативной (формируемой участниками образовательного процесса) части. Инвариативная часть полностью реализует федеральные государственные требования к дошкольному образованию и включает НОД позволяющая обеспечить реализацию образовательной области «Музыка». Вариативная часть реализуется как дополнительное образование в форме кружка «Нотка».

Учебный план по реализации образовательной области «Музыка»:

1ec7d607321237c3f75e535e422a993b.jpg

На основе учебного плана составлена сетка занятий:

711fb00e9d95032ca4b120f3b4366180.jpg

IV. СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ОСВОЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «МУЗЫКА» ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 2 до 3 ЛЕТ

4.1. Возрастные особенности детей от 2 до 3 лет

На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.

Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия различными предметами. Развиваются соотносящие и орудийные действия. Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка. В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации.

Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция  поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не  только инструкцию, но и рассказ взрослых. Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения , в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов.

К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со  сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование. Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В середине третьего года жизни появляются действия с предметами заместителями. Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» — окружности и отходящих от нее линий.

На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь. Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.  Основной формой мышления становится наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.

Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием  сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого.

У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения с взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.

4.2. Содержание работы по музыкальному воспитанию в группе общеразвивающей направленности для детей от 2 до 3 лет.

Содержание образовательной области «Музыка» направлено на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку, через решение следующих задач:

•  развитие музыкально художественной деятельности;

•  приобщение к музыкальному искусству.

Развитие музыкально-художественной деятельности, приобщение к музыкальному искусству.

Слушание:

- Развивать интерес к музыке, желание слушать народную и классическую музыку, подпевать, выполнять простейшие танцевальные движения. Развивать умение внимательно слушать спокойные и бодрые песни, музыкальные пьесы разного характера, понимать о чем (о ком) поется эмоционально реагировать на содержание. Развивать умение различать звуки по высоте (высокое и низкое звучание колокольчика,

-фортепьяно, металлофона).

Пение:

- Вызывать активность детей при подпевании и пении. Развивать умение подпевать фразы в песне (совместно с воспитателем). Постепенно приучать к сольному пению.

Музыкально-ритмические движения:

- Развивать эмоциональность и образность восприятия музыки через движения. Продолжать формировать способность воспринимать и воспроизводить движения, показываемые взрослым (хлопать, притопывать ногой, приседать, совершать повороты и т д.)

- Формировать умение начинать движение с началом музыки и заканчивать с ее окончанием; передавать образы (птичка летает, зайка прыгает, мишка косолапый идет).

- Совершенствовать умение выполнять плясовые движения в кругу, врассыпную, менять движения с изменением характера музыки или содержания песни.

 Занятия проходит 2 раза в неделю  продолжительностью  не более 8-10 минут (Сап ПиН 2.4.1.1249-03).

Промежуточные результаты освоения Программы формулируются в соответствии с требованиями (ФГОС) через раскрытие динамики формирования интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной период освоения Программы по всем направлениям развития детей.

К концу году ребёнок

- узнает знакомые мелодии и различает высоту звуков (высокий - низкий);

- вместе с воспитателем подпевает в песне музыкальные фразы;

- двигается в соответствии с характером музыки, начинает движение с первыми звуками музыки;

- умеет выполнять движения: притопывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти  рук;

- называет музыкальные инструменты: погремушки, бубен.

4.3. Формы работы по реализации основных задач по видам музыкальной деятельности

4.3.1. Раздел «Слушание» 2-3 года

2ef103026ad0ed74d187c6a0435abdc7.jpg

4.3.2. Раздел «Пение» 2-3 года

b18797dba74feb03a77e184dcdb0f58a.jpg

4.3.3. Раздел «Музыкально-ритмические движения» 2-3 года

a366c8ef20d7912e90e405f8275ff191.jpg

4.3.4. Раздел «Игра на детских музыкальных инструментах» 2-3 года

70206312e6bb63d73026f24f62df5d98.jpg

V. СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ОСВОЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «МУЗЫКА» ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 3 ДО 4 ЛЕТ

5.1. Возрастные особенности детей от 3 до 4 лет

Содержанием музыкального воспитания детей данного возраста является приобщение их к разным видам музыкальной деятельности, формирование интереса к музыке, элементарных музыкальных способностей и освоение некоторых исполнительских навыков. В этот период, прежде всего, формируется восприятие музыки, характеризующееся эмоциональной отзывчивостью на произведения.

Маленький ребёнок воспринимает музыкальное произведение в целом. Постепенно он начинает слышать и вычленять выразительную интонацию, изобразительные моменты, затем дифференцирует части произведения. Исполнительская деятельность у детей данного возраста лишь начинает своё становление.

Голосовой аппарат ещё не сформирован, голосовая мышца не развита, связки тонкие, короткие. Голос ребёнка на сильный, дыхание слабое, поверхностное. Поэтому репертуар должен отличаться доступностью текста и мелодии. Поскольку малыши обладают непроизвольным вниманием, весь процесс обучения надо организовать так, чтобы он воздействовал на чувства и интересы детей.

Дети проявляют эмоциональную отзывчивость на использование игровых приёмов и доступного материала. Приобщение детей к музыке происходит и в сфере музыкальной ритмической деятельности, посредством доступных и интересных упражнений, музыкальных игр, танцев, хороводов, помогающих ребёнку лучше почувствовать и полюбить музыку. Особое внимание на музыкальных занятиях уделяется игре на детских музыкальных инструментах, где дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, различают красоту звучания различных инструментов.

Особенностью рабочей программы по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников является взаимосвязь различных видов художественной деятельности: речевой, музыкальной, песенной, танцевальной, творческо-игровой.

Реализация рабочей программы осуществляется через регламентированную и нерегламентированную формы обучения:

  -непосредственно образовательная деятельность (комплексные, доминантные, тематические, авторские);

 - самостоятельная досуговая деятельность.

 Специально подобранный музыкальный репертуар позволяет обеспечить рациональное сочетание и смену видов музыкальной деятельности, предупредить утомляемость и сохранить активность ребенка на музыкальном занятии. Все занятия строятся в форме сотрудничества, дети становятся активными участниками музыкально-образовательного процесса. Учет качества усвоения программного материала осуществляется внешним контролем со стороны педагога-музыканта и нормативным способом.

5.2.  Содержание работы по музыкальному воспитанию в группе общеразвивающей направленности для детей от 3 до 4 лет.

Цель музыкального воспитания:

- воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку; познакомить с тремя музыкальными жанра­ми: песней, танцем, маршем; способствовать развитию музыкальной памяти, формировать умение узнавать знакомые песни, пьесы; чувствовать характер музыки (веселый, бодрый, спокойный), эмоционально на нее реагировать (см.: Зацепила М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. М.: Мозаика-Синтез, 2008).

Слушание

Учить детей слушать музыкальное произведение до конца, понимать характер музыки, узнавать и определять, сколько частей в произведении (одночастная или двухчастная форма); рассказывать, о чем поется в песне. Развивать способность различать звуки по высоте в пределах октавы -септимы, замечать изменение в силе звучания мелодии (громко, тихо). Совершенствовать умение различать звучание музыкальных игрушек, детских музыкальных инструментов (музыкальный молоточек, шарманка, погремушка, барабан, бубен, металлофон и др.).

Пение

Способствовать развитию певческих навыков: петь без напряжения в диапазоне ре (ми) - ля (си); в одном темпе со всеми, чисто и ясно произносить слова, передавать характер песни (весело, протяжно, ласково).

Песенное творчество

Учить допевать мелодии колыбельных песен на слог «баю-баю» и веселых мелодий на слог «ля-ля». Формировать навыки сочинительства веселых и грустных мелодий по образцу.

Музыкально-ритмические движения

Учить двигаться соответственно двухчастной форме музыки и силе ее звучания (громко, тихо); реагировать на начало звучания музыки и ее окончание (самостоятельно начинать и заканчивать движение). Совершенствовать навыки основных движений (ходьба и бег). Учить маршировать вместе со всеми и индивидуально, бегать легко, в умеренном и быстром темпе под музыку. Улучшать качество исполнения танцевальных движе­ний: притоптывать попеременно двумя ногами и одной ногой. Развивать умение кружиться в парах, выполнять прямой галоп, двигаться под музы­ку ритмично и согласно темпу и характеру музыкального произведения (с предметами, игрушками, без них).

Способствовать развитию навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов: идет медведь, крадется кошка, бегают мышата, скачет зайка, ходит петушок, клюют зернышки цыплята, летают птички, едут машины, летят самолеты, идет коза рогатая и др.

Формировать навыки ориентировки в пространстве.

Развитие танцевально-игрового творчества.

Стимулировать самостоятельное выполнение танцевальных движений под плясовые мелодии. Активизировать выполнение движений, пере­дающих характер изображаемых животных.

Игра на детских музыкальных инструментах.

Знакомить детей с некоторыми детскими музыкальными инструментами: дудочкой, металлофоном, колокольчиком, бубном, погремушкой, ба­рабаном, а также их звучанием; способствовать приобретению элементарных навыков подогревания на детских ударных музыкальных инстру­ментах.

На занятиях исполь­зуются коллективные и индивидуальные методы обучения, осуществляется индивидуально-дифференцированный подход с учетом возможностей и особенностей каждого ребенка.

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 15 минут, в соответствиями с требованиями Сан Пин.

К концу года дети могут:

• Слушать музыкальное произведение до конца, узнавать знакомые песни, различать звуки по высоте (в пределах октавы).

• Замечать изменения в звучании (тихо - громко).

• Петь, не отставая и не опережая друг друга.

• Выполнять танцевальные движения: кружиться в парах, притоптывать

попеременно ногами, двигаться под музыку с предметами (флажки, листочки, платочки и т. п.).

• Различать и называть детские музыкальные инструменты (металлофон, барабан и др.)

5.3. Формы работы по реализации основных задач по видам музыкальной деятельности

5.3.1. Раздел «Слушание» 3-4 года

c6cc6fed56c3195936e96652270f4c79.jpg

5.3.2. Раздел «Пение» 3-4 года

2aeb4498accc7f658ae88b3c4542872e.jpg

5.3.3. Раздел «Музыкально-ритмические движения» 3-4 года

a6425de9385ab6bc61ae0e3c13d2f0ee.jpg

5.4.4. Раздел «Игра на детских музыкальных инструментах» 3-4 года

bc267fcf1358ebea33ffd600cfd73e5d.jpg

5.3.5. Раздел «Раздел «Творчество» 3-4 года

54ad7d2c6eaa18b68a6df5f12b6a3ade.jpg

VI. СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ОСВОЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «МУЗЫКА» ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 4 ДО 5 ЛЕТ

2.1. Возрастные особенности детей от 4 до 5 лет

В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой  роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий  детей. Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте  лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.  К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные  объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине,  цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов.  Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д.

Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач.

Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут.

Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие,

В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей.  Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится вне ситуативной.

Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на  замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен. Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.  Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием  образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, совершенствования восприятия; формированием потребности в уважении со стороны взрослого.

2.2. Содержание работы по музыкальному воспитанию в группе общеразвивающей направленности для детей от 4 до 5 лет

Дети средней группы уже имеют достаточный музыкальный опыт, благодаря которому на­чинают активно включаться в разные виды музыкальной деятельности: слушание, пение, музы­кально-ритмические движения, игру на музыкальных инструментах и творчество. Занятия являются основной формой обучения. Задания, которые дают детям, более слож­ные. Они требуют сосредоточенности и осознанности действий, хотя до какой-то степени со­храняется игровой и развлекательный характер обучения. Занятия проводятся два раза в неделю по 20 минут. Их построение основывается на общих задачах музыкального воспитания, которые изложены в Программе.

В этом возрасте у ребенка возникают первые эстетические чувства, которые проявляются при восприятии музыки, подпевании, участии в игре или пляске и выражаются в эмоциональ­ном отношении ребенка к тому, что он делает. Поэтому приоритетными задачами являются раз­витие умения вслушиваться в музыку, запоминать и эмоционально реагировать на нее, связы­вать движения с музыкой в музыкально-ритмических движениях.

Музыкальное развитие детей осуществляется в непосредственно-образовательной деятельности  и в повседневной жизни.

Музыкальная образовательная деятельность состоят из трех частей.

1.Вводная часть. Музыкально-ритмические упражнения.

Цель - настроить ребенка на заня­тие и развивать навыки основных танцевальных движений, которые будут использованы в пля­сках, танцах, хороводах.

  2. Основная часть. Слушание музыки. Цель - приучать ребенка вслушиваться в звучание мелодии и аккомпанемента, создающих художественно-музыкальный образ, и эмоционально на них реагировать. Пение. Цель - развивать вокальные задатки ребенка, учить чисто интонировать мелодию, петь без напряжения в голосе, а также начинать и заканчивать пение вместе с воспитателем.

В основную часть занятий включаются и музыкально-дидактические игры, направленные на знакомство с детскими музыкальными инструментами, развитие памяти и воображения, му­зыкально-сенсорных способностей.

3.  Заключительная часть. Игра или пляска. Цель — доставить эмоциональное наслаждение ребенку, вызвать чувство радости от совершаемых действий, интерес к музыкальным занятиям и желание приходить на них. На занятиях, которые проводятся два раза в неделю по 15 минут, используются коллективные и индивидуальные методы обучения, осуществляется индивиду­ально-дифференцированный подход с учетом возможностей и особенностей каждого ребенка.

К концу года дети могут:

• Внимательно слушать музыкальное произведение, чувствовать его характер; выражать свои чувства словами, рисунком, движением.

• Узнавать песни по мелодии.

• Различать звуки по высоте (в пределах сексты - септимы).

• Петь протяжно, четко произносить слова; вместе начинать и заканчивать пение.

• Выполнять движения, отвечающие характеру музыки, самостоятельно меняя их в соответ­ствии с двухчастной формой музыкального произведения; танцевальные движения: пружинка, подскоки, движение парами по кругу, кружение по одному и в парах; движения с предметами (с куклами, игрушками, ленточками).

• Инсценировать (совместно с воспитателем) песни, хороводы. Играть на металлофоне простейшие мелодии на одном звуке.

 Содержание образовательной области «Музыка» направлено на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:

• развитие музыкально художественной деятельности;

• приобщение к музыкальному искусству».

Слушание

Продолжать развивать у детей интерес к музыке, желание слушать ее. Закреплять знания о жанрах в музыке (песня, танец, марш). Обогащать музыкальные впечатления, способствовать дальнейшему развитию основ музыкальной культуры, осознанного отношения к музыке. Формировать навыки культуры слушания музыки (не отвлекаться, слушать произведение до конца). Развивать умение чувствовать характер музыки, узнавать знакомые произведения, высказывать свои впечатления о прослушанном. Формировать умение замечать выразительные средства  музыкального произведения (тихо, громко, медленно, быстро). Развивать способность различать звуки по высоте (высокий, низкий в пределах сексты, септимы).

Пение

Формировать навыки выразительного пения, умение петь протяжна подвижно, согласованно (в пределах ре — си первой октавы). Развивать умение брать дыхание между короткими музыкальными фразами. Побуждать петь мелодию чисто, смягчать концы фраз, четко произносить слова, петь выразительно, передавая характер музыки. Развивать навыки пения с инструментальным сопровождением и без него (с помощью воспитателя).

Песенное творчество

Побуждать детей самостоятельно сочинять мелодию колыбельной песни, отвечать на музыкальные вопросы («Как тебя зовут?». «Что ты хочешь-кошечка?», «Где ты?»). формировать умение импровизировать мелодии на заданный текст. 

Музыкально-ритмические движения

Продолжать формировать у детей навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки, самостоятельно менять движения в соответствии с двух- и трехчастной формой музыки. Совершенствовать танцевальные движения: прямой галоп, пружинка, кружение по одному и в парах. Формировать умение двигаться в парах по кругу в танцах и хороводах, ставить ногу на носок и на пятку, ритмично хлопать в ладоши, выполнять простейшие перестроения (из круга врассыпную и обратно), подскоки. Продолжать совершенствовать навыки основных движений (ходьба «торжественная», спокойная, «таинственная»; бег легкий и стремительный).

Развитие танцевально-игрового творчества

Способствовать развитию эмоционально-образного исполнения музыкально-игровых упражнений (кружатся листочки, падают снежинки) и сценок, используя мимику и пантомиму (зайка веселый и грустный, хитрая лисичка, сердитый волк и т.д.). Развивать умение инсценировать песни и ставить небольшие музыкальные спектакли.

Игра на детских музыкальных инструментах

Формировать умение подыгрывать простейшие мелодии на деревянных ложках, погремушках, барабане, металлофоне.

2.3. Формы работы по реализации основных задач по видам музыкальной деятельности

6.3.1. Раздел «Слушание» 4-5 лет

30cb5ff00469438cd90ec348c5d86ff5.jpg

6.3.2. Раздел «Пение» 4-5 лет

b3423bdae7b73380fab39c78c5c3cf07.jpg

6.3.3. Раздел «Музыкально-ритмические движения» 4-5 лет

9bd2bb1fb35ea284babfb5e9c2da02a7.jpg

6.3.4. Раздел «Игра на детских музыкальных инструментах» 4-5 лет 

cc72eb32a8709d593f5deb7bd61c0095.jpg

6.3.5. Раздел «Творчество» 4-5 лет

f686ccb78e46d6a93c968b96f7231702.jpg

VII. СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ОСВОЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «МУЗЫКА» ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 5 ДО 6 ЛЕТ

7.1. Возрастные особенности детей от 5 до 6 лет

Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры н строить свое поведение, придерживаясь  роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре Парикмахерская» — зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства. Действия детей в играх становятся разнообразными. Развивается изобразительная деятельность детей. Это  возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематические изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до 10 различных предметов.

Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствие формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они  должны  одновременно  учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков. В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов.

Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта. Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации. Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно ролевой игре и в повседневной жизни.

Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

Непосредственно-образовательная деятельность являются основной формой обучения. Задания, которые дают детям старшей группы, требуют со­средоточенности и осознанности действий, хотя до какой-то степени сохраняется игровой и развлекательный характер обучения. ОД проводятся два раза в неделю по 25 минут, их по­строение основывается на общих задачах музыкального воспитания, которые изложены в Про­грамме.

7.2. Содержание работы по музыкальному воспитанию в группе общеразвивающей направленности для детей от 5 до 6 лет

Музыкальное развитие детей осуществляется в непосредственно образовательной деятельности , и в повседневной жизни.

Музыкальная непосредственно-образовательная деятельность состоят из трех частей.

1. Вводная часть. Музыкально-ритмические упражнения. Цель - настроить ребенка на заня­тие и развивать навыки основных и танцевальных движений, которые будут использованы в плясках, танцах, хороводах.

 2. Основная часть. Слушание музыки. Цель - приучать ребенка вслушиваться в звучание мелодии и аккомпанемента, создающих художественно-музыкальный образ, и эмоционально на них реагировать. Подпевание и пение. Цель - развивать вокальные задатки ребенка, учить чисто интонировать мелодию, петь без напряжения в голосе, а также начинать и заканчивать пение вместе с воспитателем.

В основную часть в НОД включаются и музыкально-дидактические игры, направленные на знакомство с детскими музыкальными инструментами, развитие памяти и воображения, му­зыкально-сенсорных способностей.

2. Заключительная часть. Игра или пляска. Цель - доставить эмоциональное наслаждение ребенку, вызвать чувство радости от совершаемых действий, интерес к музыкальным занятиям и желание приходить на них.

3.  На занятиях, которые проводятся два раза в неделю по 25 минут, используются коллективные и индивидуальные методы обучения, осуществляется индивиду­ально-дифференцированный подход с учетом возможностей и особенностей каждого ребенка.

К концу года дети могут

• Различать жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня); звучание музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка).

• Различать высокие и низкие звуки (в пределах квинты).

• Петь без напряжения, плавно, легким звуком; отчетливо произносить слова, своевременно начинать и заканчивать песню; петь в сопровождении музыкального инструмента.

• Ритмично двигаться в соответствии с характером и динамикой музыки.

• Выполнять танцевальные движения: поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке, по­луприседание с выставлением ноги на пятку, шаг на всей ступне на месте, с продвижением впе­ред и в кружении.

• Самостоятельно инсценировать содержание песен, хороводов; действовать, не подражая друг другу.

• Играть мелодии на металлофоне по одному и небольшими группами.

7.3. Формы работы по реализации основных задач по видам музыкальной деятельности

7.3.1. Раздел «Слушание» 5-6 лет

a556f1db70a8f756f13e9d73ab5add2c.jpg

7.3.2. Раздел «Пение» 5-6 лет

d03b49df41f1239d7306a7c385c48b9e.jpg

7.3.3. Раздел «Музыкально-ритмические движения» 5-6 лет

25e5b02a905cdbffb2fb06b705966c0c.jpg

7.3.4. Раздел «Игра на детских музыкальных инструментах» 5-6 лет

80c7f2987f20c2050959887df69c5961.jpg

7.3.5. Раздел «Творчество» 5-6 лет

69de8da252dc7219374392360e2d8777.jpg

VIII. ГРУППА ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 6 ДО 7 ЛЕТ

8.1. Возрастные особенности детей от 6 до 7 лет

В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, трудоустройство и т. д.

Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Так, ребенок уже обращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель-мама или покупатель-шофер и т. п. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Например, исполняя роль водителя автобуса, ребенок командует пассажи-рами и подчиняется инспектору ГИБДД. Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры. Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее.  Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т.п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т.д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д, Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным.

Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.

При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.

Дети подготовительной к школе группы в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки. Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения;  способны выполнять различные по степени сложности постройки как по собственному замыслу, так и по условиям.

 В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям — он важен для углубления их пространственных представлений. Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных. У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации.

Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности  детских образов. Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер ощущений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д. В результате правильно организованной образовательной работы дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи. В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.

К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

Непосредственно-образовательная деятельность является основной формой обучения. Задания, которые дают детям подготовительной группы, требуют со­средоточенности и осознанности действий, хотя до какой-то степени сохраняется игровой и развлекательный характер обучения.

8.2. Содержание работы по музыкальному воспитанию в группе общеразвивающей направленности для детей от 6 до 7 лет

Занятия проводятся два раза в неделю по 30 минут, их по­строение основывается на общих задачах музыкального воспитания, которые изложены в Про­грамме. Музыкальное развитие детей осуществляется и на занятиях, и в повседневной жизни.

Цель музыкального воспитания:

*Продолжать приобщать детей к музыкальной культуре.

*Воспитывать художественный вкус, сознательное отношение к отечественному музыкальному наследию и современной музыке.

*Совершенствовать звуковысотный, ритмический, тембровый и динамический слух.

*Продолжать обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера.

*Способствовать дальнейшему формированию певческого голоса, развитию навыков движения под музыку.

*Обучать игре на ДМИ.

*Знакомить с элементарными, музыкальными понятиям.

К кону года дети могут:

*Узнавать мелодию Государственного гимна РФ;

*Различать жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня); звучание музыкальных инструментов  (фортепиано, скрипка);

*Различать части произведения.

*Внимательно слушать музыку, эмоционально откликаться на выраженные в ней чувства и настроения.

*Определять общее настроение, характер музыкального произведения в целом и его частей; выделять отдельные средства выразительности: темп, динамику, тембр; в отдельных случаях – интонационные мелодические особенности музыкальной пьесы.

*Слушать в музыке изобразительные моменты, соответствующие названию пьесы, узнавать характерные образы.

*Выражать свои впечатления от музыки в движениях и рисунках.

*Петь несложные песни в удобном диапазоне, исполняя их выразительно и музыкально, правильно передавая мелодию

*Воспроизводить и чисто петь общее направление мелодии и отдельные её отрезки с аккомпанементом.

*Сохранять правильное положение корпуса при пении, относительно свободно артикулируя, правильно распределяя дыхание.

*Петь индивидуально и коллективно, с сопровождением и без него.

*Выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, музыкальными образами; передавать несложный музыкальный ритмический рисунок; самостоятельно начинать движение после музыкального вступления; активно участвовать в выполнении творческих заданий.

*Выполнять танцевальные движения: шаг с притопом, приставной шаг с приседанием, пружинящий шаг, боковой галоп, переменный шаг; выразительно и ритмично исполнять танцы, движения с предметами.

*Самостоятельно инсценировать содержание песен, хороводов, действовать, не подражая друг другу.

*Исполнять сольно и в ансамбле на ударных и звуковысотных детских музыкальных инструментах несложные песни и мелодии.

1.3. Формы работы по реализации основных задач по видам музыкальной деятельности

8.3.1. Раздел «Слушание» 6-7 лет

3ac55db23f4fd1bd6dfb5c5774a80a58.jpg

8.3.2. Раздел «Пение» 6-7 лет

96dba948fc51395ab001f236ec8e6978.jpg

24b42c3012b3a368454d881a5658aef2.jpg

8.3.3. Раздел «Музыкально-ритмические движения» 6-7 лет

6682e9a2e04e3dd3a651e1d29b971433.jpg

8.3.4. Раздел «Игра на детских музыкальных инструментах» 6-7 лет

34b134cf7a75de25770357585f5438e2.jpg

8.3.5. Раздел «Творчество» 6-7 лет

d5ccad5b311f9d96d01075109d7d6464.jpg

IX. Планируемые результаты освоения детьми программы

59cdcc0d36fd03605dec77e9dba79661.jpg

af26eaeeae7a287b2a19cd74205f6503.jpg

11 мая 2015 в 11:29

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.