Санькова Наталья музыкальный руководитель
"Пошла коляда с конца во конец""Пошла коляда с конца во конец" Развлечение Подготовительная к школе группа На центральной стене зала – панно с изображением зимнего пейзажа. У боковой стены – фрагмент избы (печка, лавки, окна, дверь). С противоположной стороны стоят три дома, поленница дров. Дети, одетые в русские народные костюмы, сидят в первом ряду зрительного зала. Ведущая (воспитатель в русском народном в костюме) приветствует всех собравшихся и приглашает в деревню на святочные гуляния. Звучит аудиозапись русской народной песни. В зал, приплясывая, входят хозяева домов (их роли исполняют взрослые) и девочка Катюша. Вместе с ведущей они поют народную песню «Пойдем кума, на улицу», исполняют русскую пляску. Ведущая (обращается к хозяевам). Расходитесь по домам, Скоро будут гости к вам. Хозяева расходятся по домам, а Катюша идет в горницу. Ведущая заглядывает в ее окно. В доме горница большая, Да нарядная какая! У стены сундук стоит, Расписная шаль весит. Звучит аудиозапись русской народной мелодии. В горницу к Катюше из зрительного зала группами по двое-трое входят подружки. Кланяются друг другу, здороваются, хвалятся нарядами и украшениями, шушукаются. Катюша. Хороши ваши наряды. Сразу видно, что вы, подружки рукодельницы. У ленивой пряхи и для себя нет рубахи. Чтобы время скоротать, Будем шить да вышивать. 1-я подружка. Когда день свят, все дела спят. Кто же в святки прядет да рукодельничает? 2-я подружка. Лето для старания, а зима для гуляния. Сейчас время песни петь, плясать да веселиться! Звучит аудиозапись, девочки исполняют русский танец. Из зрительного зала выходят мальчики в русских народных костюмах. Подходят к горнице, стучат в дверь. Катюша. Кто это к нам пришел? Никак добры молодцы! Мальчики. Раскрываются ворота, заходи, кому охота. Катюша. И кому не охота, тоже заходи! Девочки прячутся. Мальчики входят в горницу. 1-й мальчик (оглядывается по сторонам). Здесь ли ты, Марьюшка? 2-й мальчик (ищет за печкой). Здесь ли ты, Дарьюшка? 3-й мальчик (заглядывает за сундук). Дома ли ты, душенька, душенька Катюшенька? Девочки (выглядывая из-за стульев). Мы здесь! Мальчики (кланяясь в пояс). Здравствуйте, красны девицы! Девочки. Здравствуйте, добры молодцы! Ведущая. На дворе мороз, сугробы намело. Вы не замерзли? 1-й мальчик. Нам мороз ни по чем! 2-й мальчик. Мы во поле нагулялись, А теперь сюда добрались – На людей посмотреть Да себя показать. По деревне пройти Да поколядовать! Может быть, и вы с нами? Катюша. Холодно на дворе, все деревья в серебре. Ведущая. Чтобы не замерзнуть, надо бы зиму-матушку уважить, песней задобрить. Дети поют русскую народную песню «Зимушка-зима», подыгрывая себе на шумовых инструментах. Деточки соглашаются идти колядовать, повязывают платки. Один из мальчиков берет мешок, другой – изображение звезды, закрепленное на шесте. Ведущая (запевает). К нам пришла колядка На кануне Рождества, Будет с нами коляда И после Рождества. Пошла колядка с конца во конец. Ой, колядка-коляда, колядица моя. Дети, подхватывают запевку, идут по залу, подходят к первому дому, исполняют колядку «Овсень». Дети. Овсень, овсень, Ходи по всем. Открывай двери, Подымай с постели. Открывай окно, Запускай Рождество. Открывайте сундучки, Доставайте пятачки. Выносите скорей, Не морозьте детей. Из-за дома выходит хозяйка. Хозяйка. Здравствуйте, колядовщики! Дети (с поклоном). Здравствуй хозяюшка! Сеем, сеем, посеваем, С Новым годом поздравляет! Хозяйка. Спасибо, и вас с Новым годом! Дети. Разреши, хозяйка, под окошко стать, коляду рассказать. Тетенька, добренька, Дай что-нибудь сдобненько, Пышку да лепешку, Да свиную ножку. Хозяйка. Коляда-маляда, Вы хотите пирога? Сейчас всех угощу. Всем отрежу по куску. Дети. Коляда-маляда, Мы хотим пирога! Не режь, не ломай, Весь пирог подавай! Хозяйка. Весь так весь, мехоноша, подставляй мешок, положу вам пирожок. Кладет угощение в мешок, дети благодарят, прощаются с хозяйкой и с колядкой «Овсень» идут к следующему дому. Стучат в дверь. Хозяин с хозяйкой не выходят. Дети. Не слышат хозяева, спят, наверное. Хозяин с хозяйкой. Слезайте с печки, Зажигайте свечки, Открывайте сундучок, Доставайте пятачок! Хозяева нехотя, потягиваясь, выходят из дома. Дети. Здравствуйте, хозяин с хозяйкой! Сеем, сеем, посеваем, С Новым годом поздравляем! Хозяева. И вас с Новым годом, идите своим ходом. Дети. Разрешите, хозяева, у окошка встать, коляду рассказать! Добрый господин, Господинова жена, Богато живите, нас одарите А кто нас одарит, Тот богаче станет! Хозяева. Уходите со двора, спать уже давно пора! Дети. Кто не подаст лепешки, Тому побьем окошки, Кто не подаст ватрушки, Тому побьем кадушки, Кто не даст пирога – Разобьем ворота. Хозяева. Да нет у нас ничего, а что есть, то и самим мало. Дети. Ах, так! На двор чертей, в огород червей! На двор чертей, в огород червей! Хозяева (испугано машут руками). Ладно, ладно, мы просто пошутили. Да у вас, наверное, и мешка-то нет? Есть? Тогда подставляйте, угощенье получайте! Кладут угощенье в мешок. Дети. Спасибо, хозяин с хозяйкой! Счастья вам, доброго здоровья! Жить вам вместе лет до двести! С колядкой «Овсень» дети идут к третьему дому. Их встречает хозяйка, они здороваются с ней, поздравляют с Новым годом и просят разрешение спеть колядку. Дети. Коляда-маляда, Мы пришли сюда По снежному полю Гулять на просторе. Мы веселые колядовщики, Вас пришли прославлять Да хозяйку величать. Хозяйка благодарит и хвалит детей. Дети. Не пора ль тебе, хозяйка, Колядовщиков дарить? Ты нас – дарить, Мы – тебя хвалить. Хозяйка. Чтобы вас одарить, Надо мне сундук открыть, А там мышь пищит, Сто рублей тащит, Подставляйте ладошки, Всем насыплю понемножку. Дети подставляют ладони, и хозяйка всем сыплет монетки, затем незаметно прячет за дом их мешок. Дети благодарят, прощаются с хозяйкой и с колядкой «Овсень» проходят в часть зала, оформленную как горница, где их встречает ведущая. Ведущая. Хорошо поколядовали? Не устали? А мешок где? Дети. Потеряли. Ведущая. Ну ладно, не беда, Наживем еще добра. Раздевайтесь, отдохните, Друг на друга поглядите, И друг другу для потехи Небылицы расскажите. Девочки снимают платки, мальчики – шапки, складывают атрибуты в сундук, затем рассаживаются полукругом и поочередно рассказывают. Андрей-воробей на коне катался, На березу налетел, Без сапог остался. Таня-баня шла по броду, Решетом носила воду. А помыть хотела пол – Приморозила подол. На болоте стоит пень, Шевелиться ему лень, Шея не ворочится, А веселиться хочется. Мальчик (показывает плясовые движения). Я и так, я и сяк, я и зайчиком, Отчего бы не сплясать С таким мальчиком? Девочка (пританцовывая). Я и так, я и сяк, я и белочкой, Отчего бы не сплясать С такой девочкой? Звучит аудиозапись (по выбору музыкального руководителя), дети исполняют русский танец. Ведущая. Слышу звон бубенцов, Слышу – скрипка поет, К нам, должно быть, гости едут. Вон, они уж у ворот. Звучит аудиозапись «Цыганочки», появляются цыганка и цыган (роли исполняют взрослые), танцуют. Ведущая. Ай да гости удалые! Да веселые какие! Цыган достает из-за пояса игрушечного коня, проводит игру «Купи коня». Цыган. Купи коня, добрый конь, Добрый конь, не конь – огонь! Умней меня, купи коня. Не продал бы, да деньги нужны, На ярмарку спешу. Купи коня! Дети, к которым он обращается, отказываются от покупки, называя разные причины отказа. (Не могу купить, денег нет. Мне конь не нужен, я езжу на автомобиле и т.п.) Ведущая. Нам коня не предлагайте, вы нам лучше погадайте. Цыганка. Хороши у вас ребята, Добры молодцы, девчата. Раз товар не по купцам, Погадать мы рады вам. Цыганка предлагает нескольким девочкам, не глядя, вытащить из поленницы полено. Если попадается гладкое полено, быть добру, если на нем много сучков – к богатству, если тонкое – придется много потрудиться, чтобы чего-нибудь добиться. Цыган предлагает девочкам погадать на суженого, бросив через плечо башмачок. Мальчики встают шеренгой в середине зала. Девочки встают напротив, спиной к ним, и поочередно бросают через плечо башмачок, приговаривая: «Кому брошу башмачок, тот и будет женишок». Бросив башмачок, девочка подходит к мальчику, который его поднял, берет его за руку и отводит в сторону. Когда все девочки выберут себе пары, дети исполняют парную пляску. Цыганка. Славно пляшете. Сразу видно, что наше гаданье верное. Хорошее – сбудется, плохое забудется. Ведущая. Спасибо, гости дорогие, за гаданье! Счастливого пути, скатертью дорога! Звучит аудиозапись, цыгане уходят. Ведущая. Вы, когда колядовали, То хозяевам желали, Чтоб был полон дом добра, Чтоб был полон двор скота! Дети. Как у нашей Дуни! Дети поют русскую народную песню «У нашей Дуни». Раздается шум, звон колокольчиков, в зал вбегают ряженые (их роли исполняют взрослые). Один из них, одетый в костюм медведя, рычит, пугает детей. Дети разбегаются, ряженые их успокаивают. Ряженый. С Новым годом, детушки, добрые соседушки. Потешьте моего мишку, поиграйте с ним, а то он в своей берлоге совсем заскучал. Проводится игра «У медведя». Медведь ложится в центре зала, притворяется спящим. Дети. Мы к медведю в бор идем, Грибы, ягоды берем. А медведь не спит, Он в берлоге спит, Он в берлоге лежит, Лапу сосет, На всю зиму уснет. Нас медведь услыхал И за нами побежал. Медведь просыпается, пытается их догнать. Ведущая. Ты, медведь, не рычи И на нас не топочи. Мы к тебе не со злом, Отвечай и ты добром. Медведь. Надоело мне в берлоге спать, хочу с вами веселиться да плясать. Ведущая. Пляши с нами в присядку да знай нашу ухватку! Звучит аудиозапись русской народной песни «Светит месяц». Дети, медведь и ряженые танцуют. Медведь. Ну, я вижу, вы ребята веселые! Хорошо мне с вами. А я тут лесом шел да мешок нашел. Кто-то наколядовал да мешок потерял. Вытаскивает из-за дома спрятанный хозяйкой мешок. Ведущая. Это наш мешок. Там угощенье для детей. Медведь. Вот и хорошо, сейчас всех угощу. Дети садятся на стулья, Медведь раздает им конфеты. Ведущая. Всем, кто нас видел, всем, кто нас слышал, доброго здоровья и низкий поклон. Дети кланяются зрителям и под аудиозапись русской народной мелодии выходят из зала. 16 июня 2015 в 11:03
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.